Арт - терапия в работе психолога

На вопросы отвечает медицинский психолог узловой больницы на станции Выборг Побединская Ирина Викторовна, член международной арт- терапевтической ассоциации, член Российского психологического общества.

Вопрос: Арт- терапия-  что это такое и  кому это может помочь,?

Ирина Побединская : Слово «Арт» обозначает изобразительное искусство. Арт - терапия- это терапия искусством ( в том числе- изобразительным творчеством). Исторически оно зародилось в США , Великобритании в середине прошлого века и изначально использовалось для улучшения качества жизни психиатрических больных. Сейчас арт- терапия давно уже выросла из рамок психиатрии и используется психологами и психотерапевтами для работы со здоровыми людьми, в том числе- с целью психопрофилактики , в групповой и индивидуальной работе. В нашей стране существует арт- терапевтическая ассоциация под руководством  моего учителя доктора медицинских наук, профессора Александра Ивановича Копытина.   Издается журнал «Исцеляющее искусство» под его редакцией, который несомненно может быть полезен специалистам. В процессе арт- терапии возможно как создание арт- объекта, так и воздействие на клиента  готовыми арт-терапевтическими объектами.

Существует несколько основных направлений в арт- терапии:

- Изотерапия - различные способы изобразительной деятельности, в том числе, компьютерные изображения, фото- и видео- артобъекты, мультфильмы и анимация.

- музыкотерапия – создание музыкальных произведений и воздействие музыкальными произведениями.

- танцевально- двигательная терапия – название говорит само за себя, однако нужно иметь в виду, что это не обучение танцу и движению, а скорее выражение чувств с помощью тела при раскрывающей роли музыки.

- драматерапия ( в том числе на основе созданных артобъектов) – разыгрывание, драматизация, озвучка различных произведений собственного и чужого творчества.

Вопрос: Правильно ли будет сказать, что арт- терапия в чем-то похожа на обучение музыке, танцам и рисованию?

Ирина Побединская: Нет, это неверно. Несмотря на то, что  многие изотерапевты и имеют профессиональное художественное образование, их задача не сводится к обучению клиента. В арт- терапии изобразительные способности вообще не имеют значения. Главная задача – создание возможностей для  самовыражения и саморазвития клиента. Арт- терпевт вообще в процессе сеансов не дает никакой оценки результатам деятельности клиента , не интерпретирует, не ставит диагнозов, может только делиться своими чувствами и мыслями, задавать клиенту уточняющие вопросы. У терапевта нет никаких заданных представлений о результате работы и способах её выполнения! Аарт- терапией могут заниматься даже дети и те, кто не умеет петь, рисовать, танцевать.

Вопрос: Каким клиентам  арт- терапия может помочь больше всего?

Ирина Побединская : Такие клиенты есть.  Я их называю «умные клиенты»- они приходят на консультации с подробным рассказом о себе и своих проблемах, они все знают про себя и свою проблему, могут говорить часами, но это ничего не меняет в их жизни. Арт- терапия позволяет таким клиентам прикоснуться к своим чувствам  - мягко, опосредованно.  И это дает мощный терапевтический эффект.

Вопрос:  Как это работает?

Ирина Побединская : Когда человек рисует ( или другим способом арт- терапии выражает вовне) то, что его беспокоит, он получает возможность отделить себя от проблемы. Пока не нарисовал, проблема была внутри. Нарисовал- она оказалась вовне. С ней уже можно что-то делать- увидеть со стороны, манипулировать ею. Я называю это «узнать врага в лицо». Описание полученного объекта повышает степень осознания, дает ещё больше власти над проблемой. Иногда я  предлагаю клиенту побыть  созданным арт- объектом, поговорить от его имени, почувствовать  его чувства, подумать его мысли. Иногда побыв своей проблемой, клиент  находит единственно правильный способ избавиться от этой проблемы.

Вопрос: Какую роль в процессе арт- терапии играет сам психолог?

Ирина Побединская : Психолог поддерживает клиента, принимает все, что с ним происходит (в психологии это называется контейнированием). Стимулирует клиента  к рефлексивности  – самокомментированию созданного арт- объекта. Это в свою очередь ведёт к лучшему пониманию себя. При этом ни одно высказывание клиента не подвергается сомнению и критике. К примеру, если клиент нарисовал черный квадрат, а говорит, что это клён в его дворе - терапевт не спорит с ним ( мол, клен такой не бывает), а обращается к ассоциациям клиента- что в этом рисунке напоминает клиенту этот клён? Расскажи о том, когда клён в его дворе был таким? И т.д. Очень важно придерживаться в терапии веры в возможности самовосстановление клиента через творчество, делать акцент на здоровые, сохранные части психики.

Вопрос:  С чем можно сравнить такую позицию психолога? Мама? Друг? Доктор?

Ирина Побединская : Психотерапевтические отношения являются основным лечебным фактором. Они воспроизводят реальные отношения (в том числе,  раннего возраста клиента) и компенсируют их возможную ущербность. Александр Иванович Копытин приравнивает роль терапевта к роли хорошего отца или матери. Безоценочное принятие, глубокое проживание с клиентом – это залог успеха работы. Лечат в первую очередь отношения, а потом уже техники. При этом позиция терапевта достаточно гибка и не исключает дисциплинирующих и социализирующих действий, клиент обязан выполнять установленные для сессии правила.

 Вопрос: Верно ли, что терапевт ничего не чувствует во время терапии?

Ирина Побединская : Я не могу говорить это за всех. Я могу сказать только за себя и за тех людей, у которых я училась. Я переживаю за своих клиентов, сочувствую им. Искренность и поддержка мне кажутся очень важными.  Я бы сравнила психолога с камертоном, по которому настраивается несколько расстроенный музыкальный инструмент.